г. Киев, ул. Кирриловская 103

Психическое здоровье – что это?

Заика Вячеслав Александрович
Врач психиатр, нарколог, магистр психологии

Высшая врачебная категория
Главный аддиктолог НМПУ
2 научных публикации
Лечение всех видов химических и нехимических зависимостей: алкоголизм, наркомания, игромания, интернет-зависимость, прочие виды аддикций.
Опыт работы 22 года

Facebook
  1. Определение термина «здоровье»
  2. Критерии здоровья
  3. Характерные особенности здорового человека по Ж. Годфруа.
  4. Модель здоровой личности в определении Гордона Олпорта.
  5. 5аключение.

Определение термина "Психологическое здоровье"

Здоровье, как определено Всемирной организацией здравоохранения (World Health Organization, WHO), является состоянием полного

  • физического,
  • психического
  • социального благополучия,

а не только отсутствием болезни или недуга. Здоровье может быть определено как способность адаптироваться и управлять физическими, психическими и социальными проблемами на протяжении всей жизни.

Исходя из этого определения, можно заключить: здоровых людей не существует. Во всяком случае, среди моих знакомых отсутствуют люди, находящиеся в состоянии полного физического, психического и социального благополучия.

«Здоровье – это динамическое равновесие организма с окружающей средой, когда все заложенные в биологической и социальной сущности человека физические, духовные и другие способности оказываются наиболее полно и гармонично, все жизненно важные подсистемы человеческого организма функционируют с максимально возможной интенсивностью, а общее сочетание поддерживается уровне, оптимальном для сохранения целостности организма, его работоспособности, а также непрерывно меняющейся быстрой адаптации к природной и социальной среде». (В.Венедиктов)

Критерии здоровья на разных уровнях личности

Биологически

Биологическое – как состояние, при котором каждая ячейка и каждый орган функционируют на полную мощность и находятся в идеальной гармонии со всем телом. (П.Ахмед)

Психологическом уровне

Психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающим адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. (Бойчук Ю.Д.)

Социальном

Социальное здоровье – это функционирование личности как полноправного члена общества, ее бесконфликтное взаимодействие с окружающим миром, доброжелательные отношения в коллективе, семье, обществе. (Г. Апанасенко)

Духовном

Духовное здоровье – это стебель и сердцевина цветка, который мы используем для иллюстрирования всех видов нашего здоровья. (Бойчук Ю.Д.)

Характерные особенности здорового человека по Ж. Годфруа.

Из определения Ж. Годфруа можно выделить следующие особенности уравновешенного здорового человека:

- В сексуальном и эмоциональном плане уравновешенный индивид способен устанавливать гармонические интимные отношения с другими людьми; заботясь о себе, не забывает заботиться о других.

- В интеллектуальном плане уравновешенным может считаться тот, кто обладает хорошими умственными способностями, позволяющими ему мыслить и действовать продуктивно; кто всегда ищет и находит выход из трудных ситуаций; быстро переходит от мыслей и слов к делу; стремится добиться поставленной цели в разумный срок; не лишен воображения и любит искать нетрадиционные варианты решения проблемы.

- В нравственном плане уравновешенный человек имеет чувство справедливости; склонна больше полагаться на свои суждения, чем на авторитеты; всегда готова признать свои ошибки, не выставляя их, однако, напоказ.

- В социальном плане уравновешенный человек, как правило, способен устанавливать отношения с другими. Она не рассчитывает своей реакции заранее, и эта непосредственность позволяет ей легко общаться как с теми, кто стоит выше социального статуса, так и с теми, кто стоит ниже.

- В личностном плане уравновешенный человек – это оптимист, добродушная и жизнерадостная личность, любящая жизнь и отвечающая на ее требования, способная брать на себя ответственность, зрелая, здравомыслящая, достаточно устойчивая в эмоциональном плане, предпочитающая достигать желаемого собственными усилиями, а не жалобами или манипуляциями. Такой человек с достаточным уважением относится к самому себе, но сохраняет при этом чувство юмора, что позволяет ему воспринимать собственную персону не слишком серьезно.


Модель здоровой личности в определении Гордона Олпорта.

Гордон Олпорт (1897-1967) предложил гуманистическую идею здоровой личности. Анализ жизненного и профессионального пути Г. Олпорта дает основания выделить основные его научные позиции в психологии:

  • наиболее влиятельный сторонник диспозиционного направления и сочетания гуманистических и индивидуальных подходов в изучении человеческого поведения;
  • автор теории черт личности;
  • выделяет ядро личности (проприум) и основные аспекты его функционирования от детства до зрелости;
  • разрабатывает теорию функциональной автономии;
  • длительно работает над созданием адекватного описания здоровой личности.

Основные положения, разработанные Г. Олпортом, составляют основу гуманистической идеи здоровой личности. Как каждый персонолог, Г. Олпорт значительное, но более придирчивое внимание уделил рассмотрению понятия личности, описав и классифицировав более пятидесяти различных определений. Это позволило исследователю выявить методологическую ошибку современной ему психологии: по его мнению, почти отсутствуют определения здоровой личности, а теории личности строятся на изучении, как правило, нездоровых или личностей. Неотъемлемой частью Олпортовской модели здоровой личности есть критерии психологической зрелости. Их выделяют шесть:

  1. Широкие границы «Я», активное участие в трудовых, семейных и социальных отношениях;
  2. Способность к теплым, сердечным социальным контактам (дружеской интимности и сочувствию);
  3. Эмоциональная стойкость и самопринятие;
  4. Реалистическое восприятие людей, объектов, ситуаций, выстраивание реальных целей, опыт и уровень притязаний;
  5. Способность к самопознанию и наличие чувства юмора (самообъективность – четкое представление о своих сильных и слабых сторонах);
  6. Целостная жизненная философия (доминирующая ценностная ориентация, составляющая объединяющую основу жизни).

Согласно анализу работ автора можно сделать вывод, что Г. Олпорт видел личностный рост как непрерывный процесс становления, который продолжается в течение жизни и определяется приоритетными целями. Сравнивая системы ценностей у разных индивидуумов, он выделяет главные и в зависимости от них описывает типологию ценностных ориентаций и, соответственно, типологию людей:

  • Теоретическая (поиск истины);
  • Экономическая (поиск выгоды, практичности);
  • Эстетическая (интерес к форме и гармонии);
  • Социальная (потребность в любви людей и к людям);
  • Политическая (стремление к власти);
  • Религиозная (познание единства мира и поиск смысла жизни).

В трудах выдающегося ученого часто используются понятия "здоровая личность" и "зрелая личность". Они используются как тождественные. Создавая психологический портрет зрелой личности, Г. Олпорт подчеркивает качественное различие между зрелой и незрелой или невротической личностью. Характеристики здоровой личности:

  • - функционально автономная;
  • - мотивированная осознанными процессами;
  • – имеет сформированное ядро личности (проприум).

Проприум рассматривается им как положительное, творческое развивающее свойство человеческой природы. Это качество должно осознаваться как центральное и наиболее важное. Ее развитие от детства до зрелости проходит семь разных аспектов, так называемых проприативных функций:

  1. Ощущение собственного тела как телесной базы самосознания.
  2. Ощущение самоидентичности.
  3. Чувство самоуважения, основанное на осознании успеваемости, достижении разных целей.
  4. Расширение самости за счет осознания внешних объектов как моих или связанных со мной.
  5. Образ себя, способность воображать себя и думать о себе.
  6. Рациональное управление самим собой.
  7. Проприативное стремление, выражающееся в постановке и достижении перспективных целей и в процессе самосовершенствования.

Первые три функции проявляются в первые три года жизни человека; четвертая и пятая – в возрасте от четырех до шести лет; для периода 6-12 лет характерна способность рационально решать жизненные проблемы; после 12 лет формируется проприативное стремление. Все вышеперечисленные аспекты синтезируются в единое целое и выступают субъективной стороной ―Я.

По мнению Г. Олпорта, есть еще одна функция – познание самого себя. Благодаря этой силе и формируется уникальность жизни человека. Выделенные Г. Олпортом аспекты самости играют большую роль в формировании здоровья, личностной зрелости. Некоторые исследователи считают их основным условием здорового развития. Таким образом, анализ модели здоровой личности в свете теорий Г. Олпорта позволяет сделать вывод о том, что здоровье отождествляется с личностной зрелостью, которая приобретается в процессе личностного роста и предполагает формирование проприативного ядра, целостной философии жизни и целеустремленности. И хотя Г. Олпортом не предложены конкретные механизмы здорового развития, за что его теория подвергается критике, все же попытка сформировать научное представление о здоровом индивидууме и описать процесс свободного природного самораскрытия личности, заслуживает большого внимания современников, заражает пафосом переосмысления проблемы здоровья и патологии.

Ученые сегодняшнего дня не теряют интерес к вопросам психического здоровья, социальным детерминантам здоровья, телесному самосознанию и личности и т.д. Это сложный и интересный вопрос, предметом которого является изучение «внутреннего космоса» человека и помощи человеку найти себя в этом мире.